среда, 18 ноября 2015 г.

"Позитивная" критика?

В ответ на мой пост о непродуктивности критики поступило от коллеги вот такое сообщение:
"Это контринтуитивно для многих, потому что критика - это самая первая и самая естественная реакция в таких случаях. Было бы классно, если бы ты описала в следующих постах такие приемы воздействия, в которых без критики направляла бы других людей (или хотя бы себя) к тем результатам, которые нужны тебе."
Давайте сначала определимся с тем, что будем считать критикой, которую допускать нельзя.

Слово "критика" означает "искусство разбирать, судить". Мы же в обиходе понимаем под этим термином обычно его далеко не первое значение -  "отрицательное суждение, указание недостатков". Добавим сюда общую любовь к скороспелым оценкам и навык развешивания ярлыков, сразу получим описание того самого негативного поведения, которое в работе допускать нельзя и благодаря которому не добиться положительного результата.

Прежде чем критиковать в таком ключе, предлагаю вспомнить - ради чего дело начинали. Если основная цель была найти и наказать виноватых, то wellcome  на самодельное судилище! 
В моей практике момент необходимости критики и разбора ситуации наступает по пути к какому-то результату. Что тут важно? Все участники "регаты" должны:
  • остаться замотивированными на достижение общей цели;
  • увидеть новые варианты своих действий и сотрудничества с коллегами;
  • понять свои ошибки, хотя бы для себя;
  • как максимум признать свои ошибки, учесть их на будущее и идти дальше.

Первые три пункта должны быть встроены на уровень интуиции у менеджера, тогда в сложных ситуациях будет включаться "искусство разбирать" проблему. Если начать с обвинений и давления, то часть коллег можно сразу "выкосить" в нерабочее состояние по разным причинам. Первая реакция - это не то, что тебе нужно! Почему? 

Вспомните "Бойцовский клуб" и "поцелуй" Тайлера. Ты можешь полить ожог от щёлочи водой - такая первая мысль пробегает при химическом ожоге - но ты сделаешь только хуже! Вода усилит реакцию, здесь понадобится уксус. Негативная критика вызовет нежелательные ответные действия коллег.

Одни уйдут в оборону и попытки себя обелить. Эти товарищи и так, скорее всего, полезного не много сделали, а в случае агрессивной защиты дополнительно оттянут на себя силы менеджера и внимание всей команды.

Другие свалятся в негатив из-за того, что вы не оценили их усилия и предложения. Еще есть категория сотрудников, которая впадает в ступор от давления. Я не шучу. Надо понимать, что это такая особенность психики. Менеджер обычно человек волевой, способный продавить свою позицию. Сотрудников, не выносящих прямого давления, можно негативной критикой лишить трудоспособности на недели. Вам это надо? 

Достижение максимума из моего перечисления в виде спокойного публичного признания замечаний зависит уже от конкретного человека. Такую возможность каждый может и, имхо должен, вырастить в себе сам. Но это тема отдельной беседы.

Итак, что же делать?
Занять самую сложную позицию - ориентироваться только на позитив и улыбку, разрешить всем, как и себе, ошибаться и работать дальше ради поставленной изначально цели. Это позиция как раз не для слабаков, а для уверенных в себе и состоявшихся менеджеров, которые могут встать выше своей первой сиюминутной негативной реакции, отобрать зёрна от плевел и вместо поиска виноватых, вычленить достигнутое и наметить новый план действий.


Комментариев нет:

Отправить комментарий