вторник, 21 июня 2016 г.

Базовый школьный навык

Одним из базовых навыков, которые должны в обязательном порядке закладываться во время обучения в школе, является умение писать сочинения. Более того, я уверена, что без этого вообще никуда.

Скажете глупость? Вот моя первая учительница литературы тоже так думала, наверное :). Поэтому выйдя из средней школы, я не могла и пару листов тетради заполнить описанием простенькой картины. 

Хотя казалось бы чего проще может быть? Смотри, да пиши. Но мне долго в кошмарах снилась смуглая девушка в синей юбке и красной косынке на фоне моря. Её пустой взгляд, классное сочинение и звонкая тишина в моей бедной голове.

Посмотрим на суть это навыка "написание сочинений". Что он даёт человеку? Умение понятно излагать свои мысли, то есть это минимально необходимый для жизни уровень письменной и устной коммуникации. Где он может пригодиться человеку? В любой жизненной ситуации. Абсолютно.

Если водитель не знает формулу бензина, то это никак не повлияет на его вождение, скорость движения или качество жизни. Ему достаточно знать, что бензин горюч и соблюдать элементарные правила безопасности. 
Если человек не владеет достаточным уровнем коммуникации, то ему будет очень сложно, если не невозможно, добиться успеха в своей трудовой деятельности или в отношениях. Какие бы гениальные образы и идеи не витали в голове, без умения человека поделиться ими, донести до окружающих они так и умрут внутри черепной коробки.

В старших классах школы писать сочинения меня все же научили, но сейчас не об этом. Вспомнила я эту тему, встретив в ленте замечательный список тем сочинений для гимназистов начала ХХ-го века. Честно пыталась нагуглить авторство, но источников десятки, поэтому просто скопирую текст.

Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада…
* Великаны и пигмеи лесного царства.

Для детей 12-13 лет
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. 

Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством

Прочитала и здоровый азарт появился. Интересно, а я смогу сейчас написать по этим темам?
Видела, что в комментариях к этому списку многие критикуют ЕГЭ. Спорить не буду, тема это для меня сомнительная, но у меня встречный вопрос сразу. Вы сможете оформить работы по всем предложенным пунктам? В семье тоже идёт воспитание и образование постоянно, на личном примере родителей. Если вы сами привыкли только к тестам с закрытыми вопросами, то зачем удивляться тому, что отмирает необходимость изъясняться высоким стилем и рассуждать на общие темы?.. 

1 комментарий:

  1. Интересно, пару дней как зажёгся этой же темой. Просто, оставлю тут - Светлана Копылова "Сочинение", https://www.youtube.com/watch?v=3d3UBHDoH34, слова к ней, но надо слушать: http://songspro.ru/17/Svetlana-Kopylova/tekst-pesni-Sochinenie

    ОтветитьУдалить