среда, 13 июля 2016 г.

Шлинк Бернхард, сборник рассказов "Любовник"

В новостной ленте мне попалось предложение почитать рассказы Шлинка Бернхарда, того самого немецкого автора, по произведению которого снят фильм "Чтец".

Аннотация к сборнику гласила:
Почему любящие друг друга люди бегут от любви? Почему не находят ни времени, ни сил на то, что должно бы стать для них важнее всего? 
Семь печальных и лирических историй Шлинка — семь возможных ответов на этот вопрос!

Формат оказался решающим и я взяла эту книгу в дорогу. 

Мне понравились далеко не все из предложенных к прочтению историй, на каждый рассказ я откликнулась по своему. Для меня они неравные, как драгоценные камни и булыжники, хоть и написаны одним человеком. 
Пару историй я заканчивала с чувством сожаления о том, что опять не хватило сил не дочитывать до конца и отмотать страницы. Вскользь просмотрела рассказы, которые было в целом приятно почитать, но если бы их никогда не встретилось на моём пути, то никакой потери для меня не было бы.
Поэтому я расскажу только о "драгоценных камнях", обнаруженных мною в книге, назовём их "алмаз" и "сапфир". Я попыталась описать их без спойлеров, максимально образно, но у меня этого не вышло.  Хотите - прочитайте сначала сами сборник, потом сами и без труда угадаете "кто есть кто" в моём списке. Заодно сравним выбор. 

Итак, алмаз. Когда я прочитала этот рассказ, замерла в оцепенении и всё перечитывала, как заведенная, пару последних страниц. 

Девушка и парень. С одной стороны подходящие друг другу, как отдельно взятые люди, ведь "они счастливы наедине". Но кто мы без своего рода? Часто мы не понимаем какое влияние оказывают на нас не только семья, в которой мы родились и были воспитаны, но и целый род, происхождение, культура народа. Нам кажется, что мы сами по себе. Эта самоуверенность только пыль, за нашими плечами незримо стоит вся наша родня на многие колена вглубь времён. Смешать роды не так и просто. Они как жидкости, может получиться вкусный и красивый коктейль, а может расслоившаяся неудобоваримая гадость. 
Итак, постепенно "центробежные силы" культур героев рассказа начинают тащить их в разные стороны. У них было так много различий в роду и воспитании. "Он охотно поговорил бы с ней об этом. Но он боялся." Она же уверенно настаивает на своей правоте и "особом прошлом" своего народа. 
Количество конфликтов возрастает до критического уровня. Тогда он взвесив все "за" и "против" решается на жертву. Поступок для меня неординарный, который сможет совершить далеко не каждый взрослый мужчина. Хотя что я понимаю в мужчинах? Но я бы была впечатлена таким жертвоприношением.
А она?! Она просто ничего не заметила! Он так ждал. Надеялся, что она все же разглядит изменения. Но нет. Через несколько часов он признался ей, в ответ получил легкое удивление и ненужный лепет.
Следующим утром он проснулся рано и ушёл. Всё

Наверное тут нужен какой-то мой вывод. Про то, что для удачной совместной жизни нужно учитывать и род, я уже писала тут. Рассказ является отличной зарисовкой для тех моих мыслей. Про то, что нужно жертвовать и идти на уступки тоже высказывалась десятки раз. Пожалуй, в рассказе меня поразил больше всего уход мужчины. Все правильно. Если вы пошли на реально большую жертву, а её даже не заметили, а потом когда ткнули носом, всё равно не оценили, то это всё, финал. Продолжения не будет. Пора собирать вещи и уходить.

Следующая история, "сапфир" сборника. 
Семейная пара. Они вели спокойную жизнь, основанную на ритуалах. Он был очарователен и пользовался всеобщей симпатией. Она была врачём и всегда работала, не смотря на наличие трёх детей.
Так, за долгую жизнь, вместо близости остался только ритуал. В нём все годы жил вечный сон об идеальной любовнице, которую он случайно встречает. С уходом интимной жизни наружу полезли недостатки, и вот жена уже стала ему казаться недостаточно красивой и в чем-то даже отвратительной. Она не хотела отказываться от ритуалов, хоть и "его шарм ей осточертел". Он был слишком нерешительным. В какой-то момент их жизнь стала сплошной ложью.

Невероятным для меня образом, они смогли из выпрыгнуть из ритуала, пустив чуть-чуть правды в свою жизнь. Шаг за шагом они продвигались вперёд к следующему этапу своей жизни и решили уехать во второе свадебное путешествие. Она начала фонтанировать идеями. Он чувствовал себя таким старым. "Она не замечала, что за всеми его возражениями стояло абсолютное отрицание."
Они едут по стране, и его сновидение сбывается, он встречает ту самую женщину из сна.
"Для обдумывания нужно время, а для принятия решения — мужество, так он всегда говорил, и сейчас ясно понял, что ему не хватает не времени на обдумывание, а мужества в принятии решения." Он практически решился сказать, что уходит. Но его жена.
"Ее умение радоваться мелочам — как часто она поражала его и восхищала своей радостью. И та доверчивость, с которой она делилась своей радостью. Эта доверчивость была совсем детской, полной ожидания и надежды, что все кругом непременно добрые, радуются добру и по-доброму реагируют."
И он опять сдался в привычную жизнь. Сел в машину, проехал с женой ещё несколько десятков километров и разрыдался прямо в салоне. Оплакав сполна свою жизнь и упущенные возможности, он все же решился. В маленьком городке вышел со своим чемоданом, чтобы попробовать жить сначала. Она попыталась его вразумить, предложить варианты, поговорить. Он так боялся потерять свою решимость, что взял чемодан и сбежал, чтобы не передумать.

Ближайший вечер он много пил в баре и прислушивался к шагам, вдруг жена вернётся.
А утром.. "Он почувствовал, что у него еще много-много времени впереди."

Чем эта история мне приглянулась? Мне близок образ жены с этой её радостью и оптимизмом. Меня откровенно раздражает образ мужа. Пока они вместе, он стар, умирает и живёт через силу. В силу собственной нерешительности, а может непонимания того, что вот это отсутствие энергии, постоянное терпение являются признаками несовместимости, он продолжает и продолжает ритуал совместной жизни. Я рада, что он всё же нашел в себе силы уйти. Хорошо, что он увидел будущее, когда избавился от гнёта непреходящей радости и потока идей жены. Жаль, что он столько её времени потратил на себя и свою нерешительность. Жаль, что он так долго не мог явно высказать своё отрицание её идеям. Хорошо, что наступил финал.

Вот такие две истории понравились мне в сборнике. Советую почитать, даже если вы начали с моего отзыва. Пересказ не передаёт всей красоты произведений. Да и рассказы вам могут понравиться совершенно другие ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий