среда, 5 октября 2016 г.

Призрак в доспехах

Осенним вечером 2016 года смотрю передачу Александра Гордона "Закрытый показ" 2007-го года выпуска, в которой люди обсуждаю аниме "Призрак в доспехах" производства 1995 года.
Своего рода реальный сюрр о киберпанке. Мне смешно смотреть.

Молодой человек из ряда приглашенных гостей пророчествует, что через 10 лет все будут спать с лэптопами.

Зритель реагирует скорее недоумённо: "С кем, с кем?"
Гордон отвечает: "С лэптопами, не пугайся!" :))))

Только тут я понимаю, что от передачи меня как раз и отделяет почти десять лет. За эти годы мой ноут стал верным другом, с которым я уже и спала, и путешествовала, за жизнь которого, уже не раз переживала, молясь перед черным экраном и жужжанием вентиляторов под клавиатурой. Я смеюсь.

Заранее просмотрела это аниме. Знаю, про что там. Слушаю дальше.

Старый человек, философ по профессии, задаёт вопрос, который ставит меня в тупик: "Зачем заменять европейскую культуру, тексты Августина Блаженного, где он говорит о "Я" доступным языком?"
Смеюсь, громко. Что за бред? Значит киберпанк - это "субкультура и суррогат", "трата времени". Зато если нам дать почитать Августина Блаженного, то мы сразу поймём всё о природе "Я". Слова монаха, жившего несколько веков назад, якобы легко впишутся в современную культуру и восприятие мира. А если нам понять не получится, то мы недостаточно образованы и умны. Так что ли? Саркастирую и кривлюсь. Философ, кажется, ты безнадежно устарел в своей библиотеке.

Заявляют о поставленной проблеме "как машину сделать человеком?" Неет! Проблема не в этом, старый философ не понимает главной идеи. Суть в том, что "машина" рано или поздно сама себя осознает. Нет вопроса будет это или нет, есть вопрос "когда". Но старый философ видимо считает компьютер просто усовершенствованной печатной машинкой с монитором, в которой просто неоткуда взять "я".

Писатель средних лет жёстко чеканит свою позицию. Киберпанк - субкультура и "мелкое место". Аниме смотрят только те, кто проводит все своё время "играясь" в стрелялки и бегая за Клинским, те, кто якобы застыли в возрасте 12-ти лет и из всей тивипродукции предпочитают рекламу. Так и выходит у писателя, что рассуждения о том, способна ли машина осознать своё "я" - это "философия для умственно ограниченных". Вот так. Легко, целый пласт произведений в дурдом.

Вижу и слышу "старых" людей, которые чувствуют глубокое отторжение. Чему? Реальности? Так видимо приходит старость, так и разрушает нас настоящее, когда мы начинаем смотреть на мир, как бы проезжая в экскурсионном автобусе, разглядывая "молодёжь" через панорамные окна своих непреклонных убеждений. Можно еще, для верности, отвернуться и глаза руками прикрыть.

Что же я?
"Призрака в доспехах" посмотрела за несколько часов до программы Гордона.
Быстро составила своё мнение, и оно мне не понравилось. Я не заметила культовости, не смогла абстрагироваться в 1995 год, не хватило кругозора, и аниме прошло сквозь меня в пустоту. Я увидела только киберпанк, идею будущей Матрицы, многих других произведений. Как-то скучно. Всё известно, что ли... Ноль открытий? Я уже всё это видела не один раз и потратила много часов на чтение киберпанка. Аниме поднимает вопросы, которые всем давно известны.
Да что там говорить, ведь уже в 2004-м году снят "Я - Робот". Куда уж дальше до популяризации идеи разумной машины, сценарий уже обкатан в Голливуде, дальше падать в массовости некуда. Тем более удивительными видятся мнения философа и писателя в 2007 году.

Можно ли увидеть целый новы мир в "Призраке в доспехах". Мир - да. Новый - нет.
Японцы в 95-м году сняли аниме о том, что тогда могло нам казаться фантастикой. Прошло 20 лет и осталось не так много до дней, когда Айзек Азимов станет не фантастом, а пророком.
Общество одиноких в сети - разве это уже не наше настоящее? Сколько лет осталось до разумной машины? 13? Совсем не смешно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий