среда, 8 июня 2016 г.

О работе, откровенно на 98%. "Незаменимый" сотрудник.

Во многих компаниях принят подход "не бывает незаменимых сотрудников". Действительно, когда вы уже лишаетесь сотрудника и ничего сделать не можете, то этот лозунг очень помогает скрасить потерю.

Сотрудникам слушать эту фразу неприятно, особенно со стороны остающихся. Тому кто увольняется, еще можно продолжать уходить с гордо поднятой головой, а вот тем, кто продолжает работать, приходится столкнуться с пониманием того, что они всего лишь заменяемые фигурки.

Ты про себя думаешь, что делаешь целый фронт работ, держишь направление, в общем ценен очень, а тут оказывается, что "не очень-то вы работодателю и нравитесь", ведь все заменимы. Что же думаю я по этому поводу?
Мой личный опыт говорит, что есть категория незаменимых сотрудников. Более того, каждый толковый специалист по мере роста профессионализма и набора опыта в "местном велосипеде" стремится в эту касту. Я видела за годы работы таких и руководителей, и специалистов, но никогда рядовых сотрудников.
Каков же критерий попадания в этот список ценных сотрудников? Мой личный - время замены, не путать со стажем работы на одном месте. Потерю обычного рядового коллеги можно восстановить за 2-3 месяца, а время замены других стремится к годам.

К примеру, есть teamlead у программистов, который вёл команду по выбранному пути, разрабатывал определенную архитектуру, предполагал некое развитие базовых механизмов продукта. Он увольняется, а на его место придёт новый сотрудник. Дело пойдёт дальше. Постепенно всё придёт в норму. Но! Путь уже будет иной. Под кажущейся стабильностью будут месяцы происходить процессы подстройки. Все сложные и пиковые нагрузки на команду придётся учиться проходить заново.

Другой пример - хороший руководитель продукта. Его уход однозначно и неминуемо приведёт к многомесячному "расколбасу". Какой бы ни был классный приемник, до него всё было завязано на мысль, харизму и энергетику другого человека. Раз за разом придётся биться в вопрос: "А что тут предполагалось дальше?" Отдельный аспект в руководстве - это сформированные отношения с внутренними и внешними клиентами. Новому человеку всё придётся выстраивать заново.

Могу продолжать дальше так же по другим профессиям. Во всех в подобных примерах при увольнении дела за положенные по КЗОТ две недели не передать. На мой взгляд, это невозможно в теории, даже при желании увольняющегося, а уж без оного можно и не пытаться.
Казалось бы ну и что? Меняем первоначальную фразу на "незаменимых людей нет, но есть время замены" и продолжаем почивать на своей позиции. Нет ли тут рисков?

Недавно смотрела фильм про аутистку Тэмпл Грандин. Там был такой момент. Главная героиня, убеждая разрешить ей писать диссертацию про мычание коров, приводит в качестве аргументов то, что нервная и испуганная скотина норовит убежать, сбиться в кучу, сломать ноги, а такое поведение ведет к простоям оборудования и оплате труда лишних погонщиков, как следствие бизнес несёт неизбежные потери времени и денег.
Область моей деятельности далека от животноводства, но аналогии я тут вижу прямые. Время замены сотрудника - это простой, сворачивание части направлений и снижение общей эффективности.

Согласны?

2 комментария:

  1. Согласны! Однако, напрашивается вопрос, отчего вдруг и такая тема? SN

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) навеяно обсуждением отношения к сотрудникам на моей странице в vk

      Удалить