пятница, 8 июля 2016 г.

О чем бы почитать?

Недавно, в интервью, я, прямо скажу, неожиданно для самой себя, потерялась в ответе на вопрос о чтении. Не нашла слов. Меж тем, моя читательская история требует отдельного поста.

Не знаю, когда уже закончатся мои заходы к теме с детских воспоминаний? :) Мне нравится то, что яркое противопоставление получается. Ещё бы, пара десятилетий разделяет меня ту и меня сейчас. Хотя может причина в том, что мне нужно рассказать все свои воспоминания, чтобы осознать их.
Я любила читать с детства, ровно с того момента как мама меня научила, то есть с 5-ти лет. Когда в младшей школе мама записала меня в детскую библиотеку имени Горького, то это было нечто! Надо было ездить в центр Бежицы, заходить в почти секретный подъезд внутри старого двора. В библиотеке можно было неограниченно копаться в стеллажах, набирая книжки. Мы с одноклассницей на спор читали по новой книге в день. Странное соревнование, конечно, но что взять с детей :). 
Потом, когда эта библиотека переехала на окраину, ближе к моему дому, то она в одночасье потеряла для меня своё очарование. Она теперь пахла ремонтом. Совсем не книжками, а тем особым влажным цементным запахом, который не выветривается годами из пустующих зданий. На новых стеллажах книги стояли слишком свободно, и полностью терялось ощущение сказочности и загадочности этого вместилища человеческих слов. Так я рассталась с флибустьерами, Незнайкой и Волшебником изумрудного города.

В старших классах я посещала сразу несколько библиотек, но моей любимой была ближайшая к дому. Список для обязательного и внеклассного чтения был велик и разнообразен. Про учительницу литературы я уже писала, она была просто гениальной. Но что ещё лучше, у нас в классе был ценз по списку прочитанных книг. Ты не можешь общаться в "верхних слоях" тусовки, если не прочитал положенного списка книг.  Что мы там только не читали!? "Властелина колец", к примеру, и Стругацких, конечно. Одной из моих любимых с тех пор осталась "Чужак в стране чужих" Хайнлайна. Перечитывала я её года 2 назад и смеялась: "В 15 лет такие идеи вливать в голову, серьезно?" Оказалось, вполне. Так и живу с тех пор, с любимой цитатой.

"— «Ты есть Бог». Это не просто фраза, наполненная радостью и счастьем. Это вызов… И бесстрашное, лишенное стыдливости принятие на себя персональной ответственности. — Он погрустнел. — [...] Что бы я ни говорил, они продолжали думать о Боге как о ком-то внешнем, кто жаждет прижать к груди каждого полоумного идиота и обеспечить ему безбедное существование. Точку зрения, что они сами должны заботиться о себе… что беды, которые они терпят, это результат их собственных поступков… они не могут или не желают принимать. [...] Это не вера. Это просто метод действовать в любых обстоятельствах наилучшим образом".
Тогда я даже не понимала эти слова вполне, скорее, они мне смутно нравились.

В институте я резко прекратила читать. Честно сказать, тогда сильно потеряв в уровне общения по сравнению с городским лицеем, полгода минимум пришлось приходить в себя. Мне казалось, что я в каком-то мрачном аду, раскрашенном масляной краской. Смотрела на других студентов из скафандра своих сожалений. Ходила по зданиям и кабинетам совершенно потерянной и лишней. Была в ужасе. Если бы это имело смысл, то я бы плакала. 
Я тогда ещё не умела быть достаточно независимой от обстоятельств, чтобы развиваться, а не скатываться под уровень коллектива. Так свой жизненный ориентир я потеряла, и была в этом этот техническом институте, как рыба, выброшенная на берег.

Оффтоп. Совет себе в прошлое: надо было на следующий год ехать поступать в другой ВУЗ. Что-то я вот только сейчас сформулировала почему мне моя подруга всё время рассказывает о брянском болоте и что тот, кто смог там выжить - это железный гвоздь.

По сути единственным человеком, у котором можно было спросить совета о том, что почитать, была моя мама. Она неизменно советовала классику и книги о человеческих отношениях, я так же стабильно отмахивалась. Думала, что это совершенно невозможно читать. Какая разница кто когда родился, на ком женился, что думал и чувствовал при этом.

После института постепенно вернулись книги. Фантастика, прежде всего, -  Желязны, Хайнлайн, Брэдбери. Затем на волне протеста против скуки жизни - Паланик, Пелевин. Дальше уже маятник постепенно раскачался, и я начала читать постоянно. Раньше было одной сложновато выбрать что почитать новенького, а сейчас в качестве советчиков у меня паблики в стиле "другая литература", несколько читающих друзей и отзывы на кинопоиске. 

Теперь, наконец-то, пара абзацев, с которых начались все эти мои размышления о чтении.
Сегодня утром я дочитала шикарную книжку. О чем? О нескольких запутавшихся людях и их отношениях. Автор настолько умеет погружать в атмосферу их жизни, что мне каждый раз, переключаясь с чтения на иные дела, приходится не меньше часа выходить из ощущения их жизни. Особенно сложно выпадать из этой книги в Москву, чувствуешь себя невыносимо лишней.  
Теперь большой пласт в моём чтении занимают как раз книжки, в которых есть только отношения. Никаких там исследований, биографий, исторических фактов, только истории жизни обыкновенных людей. Именно это мне интересно: переживания, ощущения, мысли, чувства. Читать и искать в книгах себя.

PS. Думаю, что теперь буду об интересных для себя книгах писать отзывы. Так что "шикарная" книга будет освещена чуть позже. Я уже перемотала читалку на страницу номер 1, чтобы пробежаться заново и выделить важные для меня цитаты.

4 комментария:

  1. А что за книга?
    PS судя по перечню авторов из детства, мне может тоже понравится )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Сомневаюсь. Эта книга совсем из другого пласта :) Вот написала http://nikla-bukova.blogspot.ru/2016/07/blog-post_10.html

      Удалить
  2. Могу посоветовать отличную книгу, о которой было бы интересно услышать Ваше мнение.
    http://www.goodreads.com/book/show/1647985.The_Watcher

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Окей, спасибо! Поставила в список для прочтения :) Сразу скажу, что буду читать в переводе :)

      Удалить